Александр Крылов (alkrylov) wrote,
Александр Крылов
alkrylov

Vasamuseet: Место, которое обязательно нужно посетить в Швеции

«Найден старый корабль около острова Бекхольмен в центре Стокгольма. Частное лицо занималось исследованиями в течение пяти лет, чтобы найти корабль».




Гордость и разочарование шведского кораблестроения, боевой флагман королевской династии Ваза пошел ко дну в свой первый выход 10 августа 1628 года. Год на разработку документации, два года на строительство, больше тысячи корабельных дубов, главное событие, большие надежды и вера в могущество флота все это пролежало на дне более трехсот лет, пока один из лучших шведских специалистов по военно-морской истории не занялся его поиском.


Более пяти лет 38-летний Андерс Франсен на свои деньги, на небольшой лодке, с помощью кошки исследовал акваторию Стокгольма. Ему удалось найти то, что казалось было уже утрачено навсегда.
Почти 10 лет понадобилось чтобы поднять фрегат с 30метровой глубины. Вокруг него построили музей. Это единственное место где можно увидеть и прикоснуться к военно-морской истории Швеции 17 века.




«Если кто-то захочет взять с собой жену, то ему это будет дозволено на время плавания в Стреммене и за его пределами во внутренних шхерах,
но ни в коем случае при выходе в боевое плавание»


Приказ короля Густава II Адольфа стал роковым для почти 200 погибших в тот день, среди них было много жен и детей членов команды.



Внезапно налетевший порыв ветра накренил корабль. Шкоты парусов, чтобы «вытряхнуть из них ветер», вовремя отдать не успели. Вода хлынула в открытые пушечные порты нижней палубы, которые до начала крена находились всего в одном метре от уровня воды. Корабль накренился еще больше, и тут, видимо, с верхнего, более высокого, борта стали срываться пушки. Наполнившись водой, корабль пошел ко дну. По свидетельству очевидцев,

«с поднятыми парусами, флагами на мачтах и всем, что находилось на борту, он затонул в течение нескольких минут».

Погружаясь, корабль снова принял вертикальное положение и, сев на грунт, как потом выяснили, снова повалился набок.
Лодки поспешили к месту трагедии, чтобы оказать помощь находившимся в воде, однако многих спасти не удалось.



Гибель корабля повергла в траур весь Стокгольм. В церквах служили заупокойные мессы по погибшим. Среди немногих спасшихся оказался капитан Ханссон. Взбешенный катастрофой своего флагмана Густав II Адольф приказал его тотчас взять под стражу и предать суду. Арестованы были также мастера, руководившие строительством «Вазы», и адмирал, в ведении которого находились военные верфи.



Показания кораблестроителя Хибертсона получить не удалось, так как в 1627 году его уже не было в живых. Вместо него ответчиком на суде выступил его брат Арент. Корабел Хайн Якобсен на вопрос, почему он построил фрегат таким узким и без брюха, на которое судно могло бы ложиться, в результат чего оно опрокинулось, ответил, что размеры корабля утвердил Его Высочество и что «Ваза» строился в точном соответствии с указаниями короля. В ходе процесса выяснилось также, что адмирал Клас Флеминг, подчинявшийся непосредственно рейхсадмиралу, пытался проверить остойчивость судна: тридцать человек сомкнутыми Рядами должны были несколько раз пробежать от левого борта к правому и наоборот. На третий раз, когда корабль накренился настолько сильно,
что почти перевернулся, адмирал приказал прекратить проверку...

Архивы свидетельствуют, что королевский суд не вынес обвинительного приговора, дело было прекращено так же внезапно, как внезапно затонул корабль. Ведь король сам установил конструктивные размеры корабля, а по его приказу подготовка к спуску велась в лихорадочной
спешке.



Надо было решить, как поднимать «Вазу». Составили план поэтапных подводных работ, которые растянулись почти на десять лет.



Первым дедом под судном продули тоннели и протащили сквозь них стальные тросы. Затем после тщательной расчистки вокруг корпуса и частично внутри «Ваза» с исключительной осторожностью с помощью понтонов был оторван от дна, и его подтащили ближе к берегу, на мелководье.



В апреле 1961 года при большом стечении народа из воды показался
корпус фрегата, пролежавшего на дне 333 года.



Вместе с Ваза на поверхность было поднято 14 тысяч утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле.



В музее детально восстановили и представили был на корабле. На такой котле один повар готовил еду для почти 400 военных и членов команды. Удивительно, что на такое количество людей на корабле было предусмотрено всего два гальюна.



Военные корабли семнадцатого века были не только военными машинами, они также были плавучими дворцами. Спасенные скульптуры имели следы краски и позолоты.
Скульптуры изображали львов, библейских героев, римских императоров, морских существ, греческих богов и многое другое. Их назначением было прославление шведского монарха, а также выражение его могущества, культуры и политических амбиций.



Корабль был великолепен — на украшения королевского фрегата казна отпустила много золота. Корма и нос имели свыше 700 резных позолоченных скульптур. Офицерские помещения, находившиеся на всех пяти палубах кормовой части, были сплошь покрыты резьбой, как снаружи,
так местами и изнутри.



Музей постоен на шести этажах. Это позволяет детально со всех сторон рассмотреть корабль. Кроме самого корабля экспозиции составляют предметы быта, одежда и даже останки пассажиров. Здесь история связана с новыми технологиями, можно посмотреть фильм о фрегате, изучить 3D модели членов команды, послушать голоса пассажиров.



Музей Ваза – это обязательное и необходимое, что нужно посетить в Стокгольме. Возьмете с собой аудиогид http://www.vasamuseet.se/sv/Sprak/10/Audioguide/



Сайт Музея Ваза
Великие кораблекрушения



Tags: travel, Музей Ваза, Стокгольм, Швеция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments